vladfe: (Default)
[personal profile] vladfe


Недавно выбирал для дочери сказку на ночь, и в руки мои попалась сказка "Аленький цветочек". Прочитал я сказку, ребенок заснул, а я задумался.
А ведь интересно, подумал я, куда же все-таки ездил купец и где он нашел этот "цветочек аленький". Начнем с фактов. Сказка написана Сергеем
Тимофеевичем Аксаков, точнее записана со слов Пелагеи-ключницы, от которой он услышал эту сказку, когда был маленьким. В оригинальной
сказке нет имен и не указано в какой стране происходит действие: В некиим царстве, в некиим государстве... Но в тексте попадаются разные
намеки. Купец собирается ехать торговать за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство и предлагает своим дочерям
заказать подарки на возвращение.

Старшенькая заказывает венец, и купец знает где такой взять, но из текста не понятно, о какой стране идет речь. Средненькая заказывает
папеньке "тувалет из хрусталю восточного", и тут вот папенька раскалывается, заявляя, что такое чудо есть у персидского короля. Ага, значит купец
собирается на Ближний Восток! Дальше, купец говорит, что "тувалет" находится в тереме на горе, высотою в 300 сажень, то есть немногим больше
600 метров. Это может быть где угодно на территории современного Ирана или Ирака. Но Ближний Восток мы уже распознали.
Вот катается купец по заграницам, занимается бизнесом, достает подарки для своих дочерей. Старшенькой достал, средненькой тоже... пришел
черед младшенькой. Как написано в тексте: Вот едет он путем- дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим...
О чем это может говорить? Сначала песок, то есть пустыня, затем дремучий лес. Где это может быть? Не понятно, но пойдем читать дальше:
откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские, турецкие... Турецкие! Интересно. Время, в которое происходит действие
сказки можно примерно определить 18-м веком (потому что ключница Пелагея услышала когда-то эту сказку от кого-то, да хотя бы от своей бабушки
и рассказала маленькому Сереже, когда тот болел. А где в то время на Ближнем востоке правили турки?



Значит теоретически, купец со своим караваном бродил где-то тут, на территории современного Израиля, Ливана или Сирии, там, где после
пустыни начинаются дремучие леса. В лесу он находит дворец, где видит и срывает искомый аленький цветок: И вдруг видит он, на пригорочке
зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать...
На зеленом пригорочке
растет красный и прекрасный цветок... возможно-ли, что речь в сказке идет о Анемоне:



Этот цветок растет в нашем районе и может появится в неожиданных местах, как то лесная чаща и пустыня. Этот цветок упоминался в Торе под
названием Нааман. Его мы знаем еще как כלנית. А научное имя ему: Anemone coronaria Кто знает, возможно, что и да... сказка - ложь, да в ней
намек...

Date: 2013-02-17 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] gg18.livejournal.com
Спасибо за такое раскрытие сказки, это очень интересно получилось. Может быть купец встретился со "снежным человеком" - чудищем?

Date: 2013-02-17 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] vladfe.livejournal.com
Ээээ... снежного человека в наших краях не видели - ему тут слишком жарко :)

Date: 2013-02-17 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] gg18.livejournal.com
Южный вариант? Если цветок - анемон, то Чудище тоже местное?

Date: 2013-02-17 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] vladfe.livejournal.com
Там в тексте купец обращается к чудищу так: "Ох ты той еси, господин честной, зверь лесной,
чудо морское..." Если допустить, что это был снежный человек, то почему "чудо морское"? Возможно
что-то, в облике чудища, было морским, водным: плавники, хвост, ласты... :)

Date: 2013-02-17 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] gg18.livejournal.com
А про море там нет, только про дворц в глухом лесу. Возможно морское - это неземное, невиданное.

Наверное засушливый год был, если только у чудища цветочек- аленький вырос. И в какой глуши девица жила, если для неё цветок был заветной мечтой.

Вот мораль из этой сказки, если коротко - Не доводя до беды - фильтруй мечты!

Date: 2013-02-17 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] vladfe.livejournal.com
Мораль в этой сказке другая - проси меньше, получишь больше! :)

Date: 2013-02-17 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] gg18.livejournal.com
Получишь ли больше? Под волшебным камуфляжем, в этой сказке явное мелкое воровство, без знания местных законов. Замена прибывания в тюрьме папы, на жизнь дочки во дворце с чудовищем. Превратилось ли оно в принца? Это волшебная сказка, получилась из семейной драмы. А Вы говорите проси меньше, получишь больше. Просить нужно выполнимое. :)))
Спасибо за разговор, никогда не задумывалась о двойном дне сказки "Аленький цветочек".

Date: 2013-02-17 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] vladfe.livejournal.com
Да, мелкое воровство, которое, в конечном счете привело к счастливому концу. Ну и потом, мало
ли красавиц выходят замуж за чудовищ, ради того чтобы жить с ними во дворце? :)
Спасибо и вам за комментарии :)

Date: 2013-03-25 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] dropjoweapon.livejournal.com
в источнике чудищем был Амур. (с) Апулей, "Золотой Осел"

Date: 2013-02-17 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] gdeto-tut.livejournal.com
да, серьезный подход :)))
еще бы выяснить товарооборот и прибыль купца с одной экспедиции

Date: 2013-02-17 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] vladfe.livejournal.com
Кстати, думаю это не сложно - нужно только узнать обменный курс злата, каменьев драгоценных и
мехов собольих, на то время. Ну и еще объем груза, помещающегося на корабль. :))

Date: 2013-02-17 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] gdeto-tut.livejournal.com
вот и я считаю что не сложно :)

Date: 2013-02-18 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] gdesmysl.livejournal.com
Вот, кстати, родина пшеницы - Израиль.

Date: 2013-02-19 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] vladfe.livejournal.com
Серьезно? Не знал... :)

Date: 2013-03-24 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] bonmotistka.livejournal.com
"Аленький цветочек" - моя любимая сказка. Только почему-то отложилось в памяти , что забрел купец в дремучие леса муромские... Конечно, Восток неоспорим, но как он с Муромом увязывается?

Date: 2013-03-24 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] vladfe.livejournal.com
Сожалею, но в сказке упоминания про муромские леса не было:
"...Вот едет он путем - дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по
лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в темные леса. "Пусть-
де меня растерзают звери лютые, чем попасться мне в руки разбойничьи,поганые и доживать свой век в плену во неволе".
Бродит он по тому лесу дремучему, непроездному, непроходному, и что дальше идет, то дорога лучше становится, словно деревья перед ним
расступаются, а часты кусты раздвигаются. Смотрит назад. -- руки не просунуть,
смотрит направо -- пни да колоды, зайцу косому не проскочить, смотрит налево -- а
и хуже того. ..."

December 2019

S M T W T F S
1234567
89 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 27th, 2026 09:25 pm
Powered by Dreamwidth Studios